Рассказик В. Бонча-Бруевича "В школе" из цикла "Ленин и дети".
Хотите, Владимир Дмитриевич, участвовать в детском празднике? -- спросил меня Владимир Ильич. -- Хочу, -- говорю. -- Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек, игрушек, и поедем завтра к вечеру в школу Надю навестить. Устроим детишкам праздник, а на расходы вот вам деньги. Девятнадцатый год был трудным, голодным и холодным. Шла гражданская война, все, что могло, правительство отправляло на фронт. В городах продуктов было мало. Кое-как купили мы в складчину все, что нашли для детишек, и отправили в школу, чтобы детвора вместе с учительницами приготовила елку.
читать дальшеНа следующий день, как и было условлено, Владимир Ильич приехал в школу. В этой школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда Константиновна. Владимира Ильича уже ждали, и, когда он вместе с Надеждой Константиновной и Марией Ильиничной сошел вниз, в комнату, где была устроена елка, детишки сразу окружили его. -- Во что мы будем играть? -- спросила Владимира Ильича маленькая девочка. -- Давайте скорее!.. Ну, во что же? -- Сейчас давайте водить хоровод вокруг елки,-- предложил Владимир Ильич.-- Петь будем, а потом в кошки-мышки... -- Согласны, согласны! -- хлопая в ладоши, закричала девочка, и все другие хором за ней. -- Согласны? Ну так что же, за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну, живей, присоединяйтесь! И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг елки, и все за ним. -- Ну, запевай! Что ж ты?.. -- обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела. Все подхватили песню про елку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос. В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. Дети забрасывали его вопросами, и он каждому успевал ответить. Он и сам задавал им вопросы, загадывал загадки, и только приходилось удивляться, откуда это он все знает, все помнит. Дружный смех и шутки звучали вокруг елки. -- Ну, а теперь в кошки-мышки!.. Что же вы? Забыли?-- подзадоривал детишек Владимир Ильич. И снова образовался круг, и снова Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не пропуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге. После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они отбили его от взрослых, потащили с собой пить чай и наперебой угощали, накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать. А он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей. Владимир Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их. С детьми ничего нельзя было поделать, они совсем завладели Владимиром Ильичем. После чая дети повели его в другие комнаты, заявив, что у них там есть секрет. Дети привели его в живой уголок, показали галку с подбитым крылом, воробья, потерявшего полхвоста в битве с кошкой, ужа, маленького ежика и лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал. Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками. Наконец детям роздали подарки, и мы должны были уезжать. Провожая нас, они просили приезжать к ним еще и еще. Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями. Праздник получился чудесный, и дети после него писали Владимиру Ильичу письма, а он, хотя был очень занят, всегда отвечал им.Ну, как рассказик? Дедушка Ленин полностью заменил Дедушку Мороза, и последний, кажется, совершенно и не нужен на этом празднике жизни, новой жизни. Какая глупость!
Нет, не глупость. С моей точки зрения это яркий образец новой сказки с новым добрым волшебником, активно вытесняющей старые сказки и старых волшебников. Только что установившийся режим, не успев толком создать собственную материальную основу, начал создавать и развивать духовность: сказки, легенды, песни, оккультизм, обряды, и настолько преуспел в этом, что и сейчас, после его, режима, падения, мы так толком не избавились от его рудиментов и атавизмов.