Чтобы эффективно воздействовать на других людей по Карнеги, недостаточно льстить — на короткое время нужно действительно проникнуться чужой системой ценностей, отказавшись от своей. «Лично я очень люблю землянику со сливками, — писал Карнеги, — однако обнаружил, что по каким-то странным причинам рыба предпочитает червей». Многие люди сообразительнее рыб, поэтому просто насадить наживку на крючок недостаточно, нужно восхищаться этим червем — и чем искреннее вы восхищаетесь, тем больше шансов, что этот червяк соблазнит кого-то еще. Собственно, самая знаменитая книжка Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» целиком посвящена отказу от собственного «я». Одни формулировки советов чего стоят: «Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему», «Никогда не говорите человеку, что он неправ», «Дайте собеседнику выговориться», «Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника». Единственный способ добиться результата в споре — это уклониться от него». Нет никаких сомнений, что эти правила выручают людей, торгующих пылесосами «Кирби», однако у этих людей по определению вредная во всех отношениях профессия, их не жалко. Но кому нужны друзья, полученные такой ценой? Кому нужны друзья, которые, не моргнув глазом, готовы присваивать чужие идеи и способны говорить только о себе? Не говоря уже о том, что отдельные находки Карнеги, которые, может, и казались оригинальными во время первого издания, сегодня затерты так, что их даже использовать стыдно: если человек, которому что-то от вас нужно, через слово называет вас по имени, то он наверняка упорный идиот, который в свое время вычитал, что «для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи». Разумеется, предложенные технологии сами по себе ни в чем не виноваты. Если человек приставил дрель к виску, то в последствиях виноват он, а не дрель. Штука в том, что аксиомы Карнеги, предназначенные для облегчения быстрого и поверхностного контакта, незаметно превратились в общепринятый культурный код, который сопровождает нас всю сознательную жизнь. Жесткое отстаивание своей позиции часто принимают за хамство, нежелание тратить время на обсуждение откровенно глупых идей — за «неспособность к командной работе». На работе мы руководствуемся корпоративными ценностями, в свободное время ориентируемся на желания друзей и близких, а на себя ни времени, ни сил не остается. Усилия, направленные на «продажу себя», парадоксальным образом обесценивают товар. При этом люди, не имеющие собственной системы ценностей, охотно заимствуют ценности чужие, а следовательно, являются идеальными потребителями. И если вам когда-нибудь захочется купить новый ноутбук или телефон, чтобы «порадовать себя», подумайте о том, какую дыру, вы пытаетесь прикрыть этой заплатой и почему она образовалась. Жизнь по Карнеги успешна, но как любой массовый продукт — не имеет вкуса.
Так что если будет настроение, скажите собеседнику, что он не прав. Оборвите его на полуслове. Поговорите с друзьями о том, что интересно вам. Заведите себе настоящего врага. Это может оказался немного дороже, чем ноутбук. Но гораздо веселее.
Владимир Гуриев, скан из "Компьютерры" № 15 от 14.04.09
К чему это я? К тому, что вчера в очередной раз получил от "Мегги Молл" письмо, из которого явствовало, что я в очередной раз стал баловнем судьбы и на этот раз выиграл 70 000 рублей (при том, что я ни во что не играл). С начала года это, не соврать бы, третья улыбка Фортуны, а может, и четвёртая. Выигрывал я и 50 000, и 1 200 000, и плазменную панель, да чего только не выигрывал. И, что особенно раздражало, в "письмах счастья", извещающих меня о необычайной удаче, меня через слово называли по имени-отчеству. Американцы утверждают, что «для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи». Русская поговорка гласит: собаку сто раз окликни, она и то обозлится. Зачем так тупо пересаживать на нашу почву чуждые нам реалии?
Кстати, в заказанную в "Мегги Молл" посылку оказался вложен бонус: покрывало. Что для меня не в пример приятней бесчисленного окликания по имени.