Коль небо судьбою меня одарило этой, Осталось прибегнуть к тому, что содержит чарка
Президент Чечни Рамзан Кадыров объявил, что силы вооруженной оппозиции в республике "потерпели полное поражение".

Он выступил с этим заявлением в среду вечером во время двухчасовой онлайн-конференции, которая также транслировалась в прямом эфире местного телевидения.

До него в России подобные мероприятия проводили только Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

Победная реляция

"Я со всей ответственностью заявляю, что эти силы потерпели полное поражение. Я также хочу отметить, что никому и никогда впредь из числа террористов и бандформирований не удастся помешать чеченскому народу строить свою мирную жизнь", - сказал он.

"О войне уже можно говорить в прошедшем времени", - добавил он.

"Чеченский народ сделал свой выбор. Чеченская Республика является составной частью Российской Федерации. Я законный руководитель этой республики", - заявил Кадыров в ответ на вопрос находящегося в Австрии бывшего жителя Чечни, который поинтересовался, "когда Чеченская Республика станет свободной, и будет иметь своего руководителя".

"Народ Чеченской республики и сама республика будут служить верой и правдой России", - пообещал Кадыров.

По его словам, "никогда не было между чеченским народом и российскими народами каких-либо вооруженных конфликтов, войн и противостояний", а если что-то и омрачало отношения, то "все это было навязано третьими силами". Кавказская война XIX века и сталинская депортация в ходе конференции не упоминались.

Говоря о сегодняшней ситуации в Чечне, Кадыров заявил, что в республике осталось не более 60-70 "шайтанов", которые "еще бегают по горам с оружием".

"Это их последняя зима, я вас уверяю", - добавил он.

Наблюдатели в Москве связывают заявление Кадырова об окончательной победе над чеченским сепаратизмом с проходящей в России избирательной кампанией и фактическим подведением итогов предыдущего президентства.

Как известно, Владимир Путин считает "сохранение территориальной целостности России" одним из своих главных достижений на посту главы государства.

Кто виноват в войне?

В ходе конференции Рамзан Кадыров настойчиво подчеркивал ключевую, по его мнению, роль в чеченском конфликте международного терроризма и чуждых местным традициям религиозных направлений.

Он, в частности, сообщил, что "в Чечне находились террористы из 51 страны".

В новой Чечне, заявил глава республики, нет места "ваххабизму и религиозному экстремизму": "Это политический ноль, который в ближайшее время превратится в ноль физический".

Кадыров призвал своих виртуальных собеседников, в основном находившихся за пределами Чечни и России, не верить "мифам", которые распространяют "так называемые представители Ичкерии в различных странах".

"Мы - мусульмане, мы исповедуем ислам, и никому не надо учить нас, как это делать. Кто задумывает мешать чеченскому народу жить мирной жизнью, найдет печальный конец в Чечне", - заявил он.

В превосходной степени

Об экономических и социальных достижениях своей администрации Кадыров говорил исключительно в превосходной степени.

По его словам, в Чечне не осталось ни одной не восстановленной школы; все семьи, оставшиеся без крова в ходе двух военных кампаний, получат жилье еще до конца текущего года; а недавно восстановленный грозненский аэропорт скоро начнет отправлять и принимать самолеты из Европы.

В 2008 году "Грозный будет полностью восстановлен, следов войны не останется даже в самом дальнем переулке", пообещал Кадыров.

Он также говорил о восстановлении промышленности, газификации горных районов и специальной программе по возвращению русскоязычного населения, которой воспользовались "уже более 100 семей".

Мнение эксперта

Сотрудник общества "Мемориал" Александр Черкасов, регулярно бывающий в Чечне, в интервью Русской службе Би-би-си подтвердил, что у администрации Рамзана Кадырова имеются достижения.

"Очень многое напоминает о мирном времени. Грозный действительно восстановлен в большой своей части. Это не одни фасады. И аэропорт действительно работает. Невооруженным глазом видно, что дороги в Чечне стали лучше. А большой объем строительства - это рабочие места. Не говорю, что все идеально было сделано, но в предыдущие годы не делалось и этого", - рассказал он.

"Все это есть заявка на некое новое качество жизни, - заметил Черкасов. - Я могу это сравнить с тем, что делал Руслан Аушев в Ингушетии, когда вдоль дорог вдруг появились тротуары и автобусные остановки. Стало ясно, что необязательно жить в грязи и разрухе".

"Это отчасти похоже на Советский Союз первых пятилеток, - поделился впечатлениями правозащитник. - Чудовищная штурмовщина, острейшие социальные проблемы, но видны результаты".

Черкасов заявил, что число похищений людей в республике за последний год сократилось в разы.

По его словам, Рамзан Кадыров добился того, что Чечня в плане безопасности теперь выглядит не хуже других республик Северного Кавказа, но праздновать победу рано. Эксперта тревожит расползание конфликта.

"Теперь вовсе не Чечня - главный ньюсмейкер. В Ингушетии все значительно серьезнее. Дагестан и Кабардино-Балкария дают материала не меньше, а то и больше, - утверждает он. - Заявление [лидера чеченских сепаратистов] Доку Умарова, который 7 октября провозгласил себя "имамом халифата Кавказ", имеет под собой определенные основания. Подполье распространилось по всему Кавказу, и вовсе не Чечня является основной частью этого подполья".

По мнению Черкасова, утверждения Рамзана Кадырова о разгроме боевиков сложно проверить, поскольку те в последнее время сменили тактику.

"В Ингушетии происходит городская герилья [партизанская война]. В Чечне боевики действуют в горах. Каждое событие в населенном пункте становится достоянием общественности. А что происходит в горах - трудно оценить. Во всяком случае, недавний инцидент в Гехи показывает, что там есть кто-то, по кому еще работает артиллерия", - полагает он.

Правозащитника не удивляют по-советски высокие цифры голосования чеченцев за "Единую Россию" на декабрьских выборах в Госдуму: "Общество в состоянии инерции и страха бессмысленно спрашивать, как оно оценивает окружающую жизнь. Давайте представим Советский Союз в 1940 году после Большого Террора. Число исчезнувших в Чечне в последние годы будет поболее, чем число расстрелянных во времена "ежовщины" в пропорции к населению СССР. Не все будут говорить с журналистами. Не каждый пойдет жаловаться, если у него что-то плохо".

По этой же причине Черкасов затруднился ответить на вопрос, насколько Рамзан Кадыров действительно популярен среди населения Чечни.